В случае мощных тракторов и комбайнов гусеничные движители уже давно не редкость – многие стремятся уменьшить давление техники на почву. В этом сегменте сформировался приличный ассортимент, предлагаемый как производителями ходовых систем и колес, так и самими сельхозмашиностроителями.
Тренды рынка: гусеничные движители
Уменьшенное давление на почву – лишь одно из множества преимуществ гусеничных движителей. Действительно, в случае с гусеницами масса трактора распределяется на бóльшую опорную поверхность, вследствие чего уменьшается давление на грунт. Бережное воздействие на почву благоприятно сказывается на плодородии, способствует повышению урожайности возделываемых культур. Следующий момент – на полях с избыточным увлажнением снижаются риски увязнуть. Кроме того, у гусеничных движителей лучше сцепление с поверхностью, таким образом на почву может быть передан бóльший крутящий момент, что увеличивает силу тяги и скорость движения, сокращает расход топлива. Особое значение сей фактор приобретает в работе с мощными тракторами и тяжелыми агрегатами: при собственной большой массе техники обеспечивается эффективная передача мощности от двигателя на орудие.
С использованием на тракторе широких или сдвоенных шин не всегда удается остаться в максимально допустимых размерах по ширине сцепки (в странах ЕС допустимая ширина 3,5 м), и в этом случае гусеничный движитель представляет собой удобную компактную альтернативу.
Такие аргументы в пользу гусениц способствовали росту в последние годы продаж тяжелых тракторов и уборочных машин именно на гусеничном ходу. Но спросом пользуются и гусеничные тракторы меньших мощностей, используемые, например, при возделывании пропашных культур.
В настоящее время все чаще ведутся дискуссии о преимуществах работы в поле с постоянной технологической колеей (Controlled Traffic Farming). В их ходе обсуждается и вопрос применения техники на гусеничном ходу, так как именно гусеничные движители позволяют добиться максимально узкой ширины колеи – три метра.
Но наряду с преимуществами у гусеничного хода имеются, конечно, и недостатки. Они-то и удерживают потенциальных покупателей от инвестиций в недешевые гусеничные движители. К вопросу о цене… Если зерноуборочный комбайн поставить на гусеницы, его стоимость сразу выльется в пятизначное число (в евро). Кроме того, гусеничные движители (в частности, если имеются только две гусеницы) на поворотной полосе повреждают верхний слой почвы с растениями на нем. И не в последнюю очередь стоит упомянуть, что техника на колесах демонстрирует более высокие скорости движения.
Колесо или гусеница? Зачастую выбор делается с учетом индивидуальных условий и потребностей клиента. Мы расспросили представителей некоторых компаний о ситуации на рынке сельхозмашин на гусеничном ходу и его тенденциях.
Полная версия доступна в печатном и электронном виде
Вы можете оформить подписку на издание в печатном виде на сайте agrodelo.ru или электронном виде в магазинах Google Play и App Store.