В истории разработки тракторов классической компоновки произошло значительное событие. Им стала новая 1000‑я серия от модели Fendt. Приводим краткое описание тест-драйва новинки и результаты сравнения с моделью Fendt 926 Vario второго поколения.
Интрига с 1000‑й серией тракторов Fendt началась еще летом 2014 года. Именно тогда на Дне поля в баварском Ваденбрунне производителем сельхозтехники из Марктобердорфа (ФРГ) был показан новый флагман – Fendt 1050 Vario.
Однако информации о его особенностях на тот момент практически отсутствовала. Было лишь объявлено, что он имеет трансмиссию Vario нового поколения. Это был хоть и действующий, но прототип. Так что многие воспринимали данную модель как «кота в мешке».
Лишь осенью 2015 года на выставке Agritechnica фирма-производитель «вытряхнула его из мешка». Именно здесь широкой публике был представлен уже не прототип, а предсерийный экземпляр. Нам представилась возможность проверить его в деле еще до начала выставки. Мы опробовали трактор с 7‑метровым трехбалочным культиватором Сenius 7003-2TX фирмы Amazone.
В этот раз мы решили отойти от общепринятой концепции тест-драйва и не просто выделить основные, запомнившиеся нам технические решения и поделиться впечатлениями от них, но и сравнить «новое» со «старым». В качестве объекта для сравнения был выбран трактор Fendt 926 Vario второго поколения, который «отпахал» в реальном хозяйстве свыше 26 000 моточасов, правда большей частью на транспортных работах, и недавно «перенес» замену трансмиссии на новую.
Низкооборотистый
Нынешние модели тракторов Fendt имеют шестилиндровые дизельные двигатели Deutz с рабочим объемом 7,8 л, а новинка из Марктобердорфа оснащена рядным шестицилиндровым двигателем с рабочим объемом 12,4 л производства фирмы MAN. Один факт: «младший» в 1000‑й линейке Fendt 1038 Vario (396 л. с.) «играет в том же дивизионе», что и «старший» из 900‑й серии – Fendt 939 Vario (390 л. с.). А ведь у последнего рабочий объем почти на пять литров меньше!
Подобная ситуация возникла не сама по себе. Причина – необходимость соответствия двигателя экологическим требованиям. Для этого инженеры Fendt и решили использовать низкооборотистый двигатель. Итак, что мы имеем?
Верхняя граница «коридора» постоянной мощности – 1700 об / мин, максимальный крутящий момент достигается при 1300 об / мин, «полка» крутящего момента от 1100 до 1500 об / мин. Получается, что двигатель работает эффективно в очень узком диапазоне оборотов (порядка 600 об / мин). По этой причине двигатели тракторов 1000‑й серии оснащены всего одним турбокомпрессором, который, впрочем, имеет систему изменяемой геометрии (VTG).
Четыре модели охватывают диапазон мощности от 396 до 517 л. с. и крутящего момента – от 1900 до 2400 Н·м. В отличие от более скромных по рабочим объемам двигателей здесь отсутствует система повышения мощности (в том числе и на работах с ВОМ). Однако она и не особенно нужна: массивный «шестицилиндровик» обеспечивает постоянную мощность при 1500 – 1700 об / мин. Таким образом, по словам специалистов Fendt, он всегда работает в оптимальном диапазоне оборотов.
При движении со скоростью 60 км / ч обороты двигателя находятся на уровне 1450 об / мин, при скорости 50 км / ч – примерно 1200 об / мин, при 40 км / ч – 950 об / мин. А это чуть выше холостого хода! Подобное на тракторе увидишь редко. Основным преимуществом здесь является уменьшение расхода горючего: можно сэкономить более 10 процентов дизельного топлива.
Но это еще не все! Для тракторов 1000‑й серии фирма Fendt разработала новую охлаждающую систему, которая называется CAS (Система концентрического охлаждения). Ее основной элемент – имеющая независимый гидростатический привод алюминиевая крыльчатка, находящаяся в металлическом кожухе с широким раструбом, предназначенным для увеличения объема приточного воздуха.
Величина зазора между кожухом и вентилятором крайне мала – 1 – 2 мм. Сам кожух в верхней части в месте контакта с радиаторами сужен. Стоит отметить и тот факт, что вентилятор в кожухе расположен не ровно по горизонтали, а под небольшим углом вверх. Благодаря этому он получает через воздухозаборники более чистый поток, чем тот который он смог бы забрать при классическом расположении вентилятора, когда воздух «всасывается фактически из зоны передних колес трактора». Все это, по словам представителей фирмы, в зависимости от условий работы позволило увеличить эффективность работы системы охлаждения на величину от 25 до 70%.
Для обеспечения соответствия по экологическим требованиям стандарту Tier 4 установленный в тестируемом экземпляре трактора двигатель MAN оснащен системой избирательной каталитической нейтрализации выхлопных газов SCR с использованием реагента AdBlue, а также системой внешнего охлаждения рециркуляции отработавших газов. Окислительный каталитический нейтрализатор DOC и сажевый фильтр отсутствуют (прим. ред.: тракторы, поставляющиеся в Россию, будут комплектоваться системой с сажевым фильтром CSF).
В части снижения токсичности выхлопных газов никто ничего подобного и представить не мог ни в 1995 году, когда появился первый трактор Fendt Vario, ни в 1999 году, когда на рынок было выведено второе поколение тракторов Fendt Vario. Так что двигатель MAN объемом 6,87 л и мощностью 270 л. с. в «старичке» Fendt 926 Vario «дышит полной грудью» через обычный глушитель. Если на рубеже 2000‑х Fendt 926 Vario по мощности попадал в высшую лигу тракторов с классической компоновкой, то сейчас это далеко не так. В отличие от современных более мощных собратьев его система охлаждения компактнее. Особенно это заметно, если сравнить размеры блоков радиаторов.
Теперь сравним удобство доступа и обслуживания в подкапотном пространстве. Несмотря на наличие отдельных боковых сегментов капота, которые откидываются вверх, доступ к этой части моторного отсека в Fendt 926 Vario ничем не лучше, чем в новом Fendt 1050 Vario со сплошным капотом. Почему? Хотя двигатель в нем «посажен» в раму существенно ниже, чем на «старичке», но после демонтажа боковых панелей особой разницы в доступе к узлам и агрегатам нет. Единственный недостаток новинки – несколько усложненный процесс очистки блока радиаторов системы охлаждения. Здесь нельзя просто «отщелкнуть» передний радиатор и отвести его в сторону, да и доступ к блоку в задней части нельзя назвать простым: провода, трубки и распорки. Впрочем, стоит отметить, что в качестве дополнительной опции присутствует возможность оснащения системы охлаждения реверсивным вентилятором.
Трансмиссия
Переходим к следующему новшеству. Fendt VarioDrive – бесступенчатая трансмиссия с системой разветвления мощности нового поколения. С момента начала производства первых тракторов линейки Fendt Vario в 1995 году и до настоящего момента в конструкции трансмиссии Vario изменений практически не было. И в 800‑й, и в 900‑й линейке Vario, к которой относится и наш старый 926 Vario, все осталось, как и прежде: два механически переключаемых диапазона хода, два гидромотора на одном валу и так называемый суммирующий вал.
Именно на нем силовые потоки от механики и гидравлики объединяются и направляются на переднюю и заднюю оси. В новой 1000‑й линейке Vario, несмотря на то что общий принцип работы трансмиссии остался прежним (а речь идет о двухпоточной гидрообъемной передаче), конструкция трансмиссии едва ли имеет что-то общее с прежними моделями.
Прежде всего, гидромоторы здесь установлены раздельно, однако «запитаны» они от одного гидронасоса. Один гидромотор отвечает за переднюю ось, а второй – за заднюю. По словам специалистов Fendt, рабочий объем гидронасоса и гидромоторов по сравнению с тракторами 900‑й линейки был увеличен на 60%. Это дало возможность использовать всего один диапазон хода.
Поскольку теперь гидромоторы «сидят» отдельно, в трансмиссии 1000‑й линейки установлен не один, а два суммирующих вала. В задней части гидронасоса находится T-образный тройник. Он и разделяет гидравлическую жидкость, поступающую из насоса, на два потока (к каждому из гидромоторов). Причем он работает еще и как гидростатический межосевой дифференциал. Ведь поток гидравлической жидкости между гидромоторами делится в зависимости от фактической нагрузки. Пример: во время движения по поворотной полосе на скорости до 25 км/ч при активном полном приводе и чисто механической передаче силового потока возникает дисбаланс в его распределении: колесам передней оси необходимо преодолеть при повороте больший путь, чем колесам задней оси. Этот дисбаланс и устраняет VarioDrive. Кроме того, поскольку привод на переднюю ось является активным и не имеет фиксированного передаточного числа, появилась возможность на повороте передать ему больший силовой поток. Благодаря этому при прохождении поворота активный передний привод «вытягивает» трактор в сторону поворота. В результате при подключенном полном приводе Fendt Vario 1000‑й серии «рулится» лучше, чем без него. Характерно, что во всех обычных тракторах с классической компоновкой наблюдается обратная картина.
Да и от других «болезней» механического полного привода, таких как пробуксовка колес или дерганье при выполнении поворота, Fendt 1000‑й серии должен быть полностью избавлен.
Функцию межосевой блокировки выполняет «интеллектуальная» многодисковая муфта, которая соединена с передней и задней осями. Она срабатывает автоматически. Степень блокировки зависит от условий работы. При высокой разностичастот вращения колес передней и задней осей и высоком уровне давления в гидросистеме трансмиссии (например во время проведения почвообработки или в начале движения) происходит полная межосевая блокировка. За управление работой многодисковой муфты отвечает специализированный программный модуль в электронной «начинке» трактора. Делает он это на основе данных, полученных от различных датчиков (частоты вращения, давления в системе, угла поворота колес).
С увеличением скорости угол отклонения диска в гидромоторе передней оси уменьшается и все большая часть потока мощности передается на заднюю ось. При достижении скорости 25 км / ч угол отклонения диска гидромотора передней оси становится равным нулю (т. е. поток мощности не передается), а гидромотор задней оси, наоборот, работает с максимальным отклонением диска, равным 45. (передача всего потока мощности). Как только отключается гидромотор передней оси, механический привод между ним и осью размыкается сцеплением. Делается это для снижения потерь из-за отключенного переднего моста и уменьшения износа шин передних колес трактора.
Как и на остальных тракторах Fendt, здесь присутствует система регулировки максимальной нагрузки в автоматическом и ручном режимах (прим. ред.: она обеспечивает оптимальный уровень оборотов двигателя в зависимости от потребности в мощности).
В помощь
Для полного раскрытия потенциала новой системы интеллектуального полного привода, которой оснащен Fendt 1000‑й серии, трактор должен быть правильно догружен балластом, а также иметь оптимальное давление в шинах. Поддерживает выполнение этих требований электронный помощник Fendt Grip Assistant. В меню терминала управления Vario, в зависимости от типоразмера шин на передней и задней оси трактора, типа навески (шар, нижние тяги, трехточечная), вида орудия (плуг, культиватор, дисковая борона и т. д.), а также состояния почвы (сухая, увлажненная и переувлажненная), можно получить рекомендации по уровню давления в шинах и установке балласта на заднюю и переднюю оси. В качестве дополнительной опции предлагается также интегрированная система регулировки давления в шинах VarioGrip. Характерно, что ступичные уплотнители системы регулировки давления в шине работают лишь при накачке или сбросе давления в шинах. Поэтому во время движения (прим. ред.: когда колесные клапаны закрыты) они практически не изнашиваются. Максимальная масса фронтального балласта может составлять до 3300 кг, а задних колесных балластов – до 1250 кг. Максимальная полная масса трактора с учетом балласта, узких или широких сдвоенных колес и массы навесного оборудования или агрегатов на полевых работах, выполняемых на скорости до 25 км / ч, не должна превышать 25 тонн. Для колес задней оси доступны два типоразмера шин: 750 / 75 R46 и 900 / 65 R46 (внешний диаметр обеих составляет 2,35 м). Габаритная ширина трактора с шинами 900 / 65 R46 – 2,95 м. Длина колесной базы тысячников – 3,30 м.
С такими габаритами и характеристиками «старичку» 926 Vario соревноваться сложно. Масса пустого – 9 тонн, а максимальная – 14 тонн. К этому можно добавить «всего лишь» 42‑дюймовые задние диски и шины с внешним диаметром 1,95 м. Длина колесной базы 926‑го почти на полметра меньше – 2,84 м. Колесные балласты считались в то время излишними. В наличии был только балласт для фронтальной навески массой 870 кг с дополнительными балластировочными пластинами. Пятнадцать лет назад этого было вполне достаточно.
Гидравлика
Хороша и конструкция основной гидравлической системы Fendt 1000‑й серии. Теперь по желанию можно получить систему с двумя независимыми контурами (210 и 220 л / мин), до семи секций двойного действия, поделенных между левым и правым гидрораспределителями. Объем же подачи в гидравлической системе с обратной связью (Load Sensing) на пятнадцатилетнем Fendt 926 Vario составляет 117 л / мин. Максимальное число доступных секций гидрораспределителя – пять. Однако даже в старые времена существовала возможность управления по времени, объему и приоритету подачи.
Грузоподъемность устройства для задней навески агрегатов тысячника составляет 12,9 т, а переднего – 5,6 т. Покинувший территорию завода в далеком 2001 году Fendt 926 Vario способен поднять сзади до 10,2 т, что в целом тоже неплохо.
Кстати, если речь заходит о минимуме необходимых возможностей (прим. ред.: если трактор планируется, например, использовать только с прицепными орудиями или на транспортных работах), в случае с тракторами 1000‑й серии не стоит забывать о наличии комплектации Power Plus. Эта комплектация предполагает отсутствие гидравлических устройств для навески и ВОМа (прим. ред.: доступна с 2016 года). В результате стоимость трактора Fendt 1038 Vario (в комплектации Power Plus) должна незначительно превышать стоимость модели 939 Vario.
Кабина и не только
В основных дизайнерских решениях и в эргономике кабины и органов управления фирма Fendt осталась верной себе. Так что переход на новую линейку со старой не должен вызвать вопросов у тракториста. Отметим только, что в 1000‑й серии несколько выросла высота пола кабины относительно тракторов 800‑й и 900‑й серий. Кроме этого, кабина получила новую четырехточечную пневматическую систему подвески.
Вследствие больших габаритов капота моторного отсека обзор спереди непосредственно за капотом несколько ограничен. По данной причине в эмблему Fendt на капоте встроена широкоугольная видеокамера (угол съемки 180.). Она крайне полезна, в частности, при оценке передних габаритов трактора для точного маневрирования.
В качестве опции доступны светодиодные дневные ходовые огни, светодиодные габаритные огни на боковых зеркалах заднего вида и до 18 светодиодных фар рабочего освещения. За доплату в кабину установят пост реверсивного управления (прим. ред.: рулевая колонка вместе с креслом и панелью управления поворачивается на 180).
Подводим баланс
Очевидно, что новой 1000‑й серией тракторов фирма Fendt подтверждает свое звание самого высокотехнологичного производителя техники в концерне AGCO. В тысячниках используется целый ряд новых технологий и решений, среди которых особый интерес, разумеется, вызывает новое поколение трансмиссии Vario. Поражает своим рабочим объемом и новый низкооборотистый двигатель. По мнению фирмы-производителя, именно он и ряд других новых технологий снижают расход топлива по сравнению с тракторами 900‑й серии на величину до 10 %. Остается лишь дождаться, как новый Fendt покажет себя в конкуренции с другими представителями «большой классики».