Кашу маслом не испортишь, а вот двигатель – запросто! Это утверждение справедливо и для ДВС в средствах малой механизации, будь то газонокосилка, мотокультиватор, бензопила или роторный снегоочиститель.
Моторное масло – своеобразная кровь для любого двигателя внутреннего сгорания. Кажущаяся простота, небольшие габариты и скромные показатели мощности ДВС в средствах малой механизации не должны вводить в заблуждение. По факту они порой оказываются гораздо более требовательными к качеству «крови», чем более крупные силовые установки, например в автомобиле.
Непростые условия
Основная причина в том, что в силу необходимости обеспечить приемлемые массогабаритные характеристики выбор делается в пользу ДВС с воздушной системой охлаждения. Однако такой агрегат, несмотря на небольшую мощность, вынужден работать в более жестких условиях. С точки зрения теплового поглощения он гораздо хуже сбалансирован. В случае с четырехтактным двигателем воздушного охлаждения часть работы охлаждающей жидкости по отводу теплоты берет на себя система смазки, что предъявляет повышенные требования к температурной стойкости масла и присадок, входящих в его состав. Ситуация в двухтактном двигателе еще сложнее. В большинстве случаев отдельной системы смазки в них просто нет, а смазка нагруженных элементов ДВС происходит за счет циркуляции смеси из топлива, воздуха и масла по ходу первого такта работы (впуск и сжатие).
Два такта
Помимо высокой температурной стойкости, двухтактные двигатели предъявляют еще два дополнительных требования к моторному маслу. Во-первых, оно должно полностью и легко смешиваться с топливом. Ведь его надо смешать с топливом в определенном производителем соотношении (обычно 1/25 или 1/50). Вторым пунктом является необходимость обеспечить как можно более полное сгорание масла в процессе второго такта двигателя. Масло в процессе сгорания должно образовывать как можно меньше кокса и золы в рабочем цилиндре. Использовать для двухтактных масла, которые предназначены для бензиновых четырехтактных автомобильных или дизельных ДВС, – противопоказано. Такое «смазка» способна убить двигатель всего за пару-тройку мото-часов работы. Все масла для двухтактных двигателей имеют обозначение 2T. Кроме этого, как правило, они имеют специальную окраску. Это позволяет проще определить, было ли оно уже смешано с топливом или нет.
В зависимости от условий работы и мощности к моторному маслу двухтактных двигателей предъявляется ряд дополнительных требований. Уровень этих требований определяется по классификации масла. Наиболее распространенной является классификация по API (American Petroleum Institute).
Согласно ней все масла для двухтактных двигателей делятся на четыре класса: API-TA (TSC-1), API-TB (TSC-2), API-TC (TSC-3) и APITD (TSC-4). Первый класс предназначен для работы на малокубатурных двигателях с рабочим объемом до 50 см³ (косилки, триммеры, мопеды). Второй – для более скоростных и мощных с рабочим объемом от 50 до 200 см³ (мотоциклы, бензопилы). Третий класс также предназначен для двигателей с рабочим объемом от 50 до 200 см³, но с повышенными требованиями к качественным характеристикам. В большинстве случаев они применяются для двигателей мотоциклов и снегоходов. Стоит отметить, что масла этого класса можно применять вместо масел первых двух. Замена же масла первого на второй и наоборот – недопустима. Четвертый класс предназначен для подвесных лодочных двигателей с водяным охлаждением. Кстати, специально для двигателей моторных лодок существует отдельная классификация по NMMA (National Marine Manufacturers Association), но ее в рамках данной статьи мы рассматривать не будем.
Наряду с классификацией по API можно встретить и классификацию JASO (Japan Automobile Standards Organization). В ней представлено всего четыре класса: JASO FA, JASO FB, JASO FC и JASO FD. Данная классификация оценки масел включает в себя четыре критерия: смазочные свойства, моющий эффект, дымность выхлопных газов и отложения в системе выпуска. Чем «старше» вторая буква в классификации, тем эти критерии строже. Наряду с классической японской классификацией по JASO существует и ее «расширенная» международная версия по ISO: ISO-L-EGB, ISO-L-EGC и ISOL-EGD. Первые два представляют собой аналоги JASO FA и FB c дополнительными испытаниями на чистоту поршней, третий – аналогичен JASO FC с проверкой не только чистоты поршней, но и более жесткими требованиями по моющему эффекту.
Четыре такта
Ситуация с классификацией моторных масел для четырехтактных двигателей средств малой механизации несколько проще. Все они имеют единое обозначение 4T. В отличие от обычного «автомобильного», в них используется сверхстойкий загуститель. Сделано это для того, чтобы вязкость масла оставалась в заданных пределах. Класс вязкости указывается по классификации SAE. Он отражает диапазон применения в зависимости от температуры. Здесь все традиционно, как в автомаслах, например, SAE 30 – летнее масло, SAE 5W – зимнее, а SAE 5W-40 – всесезонное. Выбирать необходимо из рекомендованных производителем техники вариантов с оглядкой на условия, в которых будет работать агрегат.
Следом за классом вязкости по SAE указывается класс по API. Обозначения здесь также аналогичны автомобильным – две латинские буквы. Требования по данному классу также необходимо выбирать с учетом рекомендации фирмы-производителя агрегата. Обычно минимальным рекомендованным является API SG, что, впрочем, не означает, что нельзя использовать масло более высокого класса.
К вопросу о последствиях
Надо работать, а нужного масла нет! А может, ну его? Вот как раз остатки моторного масла в канистре после замены в авто есть. Тут всего-то, покосить участок перед домом – часа 2 работы. От подобного поступка, особенно если речь идет о двухтактном двигателе, хотелось бы предостеречь. Сажа, зола и «ненужные» для данного типа двигателя присадки способны всего за 2 – 3 моточаса привести к такому абразивному износу, что компрессия в двигателе станет падать. Заливку или доливку автомобильного моторного масла четырехтактный двигатель, например мотокультиватора, способен перенести несколько проще. Если нет других вариантов, то это вполне допустимо, но лишь как временная мера. Лучше такое масло как можно раньше сменить. Во-первых, на угар его, в силу меньшей вязкости, на угар будет уходить гораздо больше, а значит, его придется регулярно доливать. Да и более высокая температура работы может сыграть свою роль в возникновении объемного перегрева масла. В результате в картере двигателя окажется масса, внешне напоминающая солидол.