Время диктует свои правила. Современные семьи реже стали собираться за обеденным столом, а женщины часами стоять у кухонной плиты. Сейчас многие отдают предпочтение готовым продуктам. Фермеры же, в свою очередь, предлагают потребителям вкусные и качественные полуфабрикаты.
Производство полуфабрикатов
Популярность продуктов быстрого приготовления увеличивается с каждым годом, причем среди поклонников«быстрой еды» растет и доля пожилого населения. С чем это связано? Беттина Роха из Объединения сельских территорий Германии объясняет это тем, что пожилым людям физически тяжело нести полные пакеты с продуктами из магазина. Одна порционная упаковка готовых продуктов — это для них не только альтернатива сытному обеду, но и более «легкая ноша». Ни для кого не секрет, что население страны стареет. Так, согласно данным Немецкого федерального управления статистики, в 2013 году доля населения, имеющего возраст до 65 лет, составляла 21%, к 2020 году прогнозируется ее рост до 23%, а в 2030 году она достигнет 29%.
Не только старшее население Германии проявляет интерес к готовым продуктам, спрос на них возрастает и со стороны семейных пар. Дело в том, что классическое понятие семьи в настоящее время отличается от прежнего. Очень часто оба родителя постоянно заняты на работе и свободного времени у них становится все меньше.
«Традиция готовить и собираться семьей за одним столом сейчас почти утеряна. Семьи все чаще прибегают к готовым продуктам, которые нужно только подогреть», — поясняет Беттина Роха. Готовыми порционными продуктами члены семьи могут перекусить, не дожидаясь друг друга.
Нередки и случаи, когда ребенка воспитывает лишь один родитель. Согласно статистике, в 2011 году в Германии насчитывалось 7,8% родителей-одиночек. Вполне естественно, что они озабочены тем, как заработать деньги, а не свершением кулинарных шедевров. Другим немаловажным аспектом является тот факт, что каждый третий человек в Германии (37,2%) холост и не имеет детей. «Стоять часами у плиты ради одного человека нецелесообразно. К тому же многие люди вовсе разучились готовить или вообще никогда не умели», — считает Беттина Роха. Результаты общенационального опроса, проведенного компанией TNS Emnid по поручению Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства Германии, показали, что в 2014 году более четверти населения страны (27%) употребляли продукты быстрого приготовления в течение недели многократно.
Обстоятельства диктуют
Результаты исследования полностью подтверждает семейство Айерман. «Основными нашими клиентами являются женщины, не умеющие готовить, холостые и бездетные люди, родители-одиночки и пенсионеры», — рассказывает 36‑летняя Клаудиа Айерман.
В Зюльцфельде недалеко от Бад-Родаха (федеральная земля Бавария) Айерманы владеют небольшой фермой и с 2003 года сами производят продукты быстрого приготовления. Решение открыть новое направление на предприятии было не спонтанным, а продиктованным обстоятельствами. По словам Клаудии, раньше они не только занимались сельским хозяйством и держали мясную лавку, но и владели небольшой гостиницей с рестораном. Очень часто оставалось много продуктов, и уже тогда возникали первые мысли о собственной переработке. В бытовом автоклаве они стерилизовали всего 14 баночек с «быстрой едой» в месяц. «Как только срок аренды гостиницы в 2012 году стал подходить к концу, мы задумались над тем, что делать дальше. Доходы от возделывания 21 га пашни, откорма 50 свиней и 15 быков — слишком скромны, чтобы обеспечить нормальное существование. В связи с отсутствием средств для инвестиций о расширении сельхозпроизводства речь на тот момент даже не шла», — поясняет глава семьи Бернд Айерман. Так совпало, что к этому времени другой фермер, продававший полуфабрикаты на крестьянском рынке, по личным причинам закрыл производство. Это событие и подтолкнуло Айерманов к самостоятельному производству готовых продуктов. Вопрос продления аренды гостиницы разрешился сам собой. Кроме того, существенных вложений делать фермерам не пришлось: площадь под цех на ферме имелась (рядом с собственным убойным цехом); дело оставалось за малым — приобрести соответствующее оборудование. Небольшого бытового автоклава для стерилизации 300 — 400 баночек в неделю стало не хватать!
Ситуация в России
Стиль и ритм жизни накладывают свой отпечаток на потребности населения не только в Германии, но и в других странах мира, в том числе и в России. Потребление полуфабрикатов среди российского населения также характеризуется стабильным ростом. Предпочтение россияне отдают охлажденным полуфабрикатам, среди которых первое место занимает мясная продукция. Спрос на замороженное мясо в последнее время падает, зато растет интерес потребителей к глубокозамороженным овощам и фруктам.
Екатерина Юрко
Быстро и качественно
Трудностей с реализацией готовых блюд фермеры не испытывают. Клиентская база у них наработана еще с «гостиничных времен». В основном готовые блюда, как и колбасные изделия собственного производства, реализуются на трех региональных рынках, а также в небольших деревенских магазинчиках и фермерских лавках в радиусе 80 км.
Готовые блюда от Айерман нужно только разогреть и по желанию приготовить к ним какой-нибудь гарнир, например макароны. Времени на готовку потребители при этом тратят совсем немного.
Согласно данным опроса, проведенного маркетинговой компанией GfK в 22 странах мира, на приготовление еды немцы тратят всего 5,4 ч в неделю. И только в трех других странах жители еще меньше времени проводят у плиты. «Конечно, основными стимулами для покупки таких полуфабрикатов являются простота и высокая скорость приготовления», — считает мать Клаудии, Эльке Айерман, занимающаяся прямым маркетингом на предприятии. — С течением времени я заметила, что структура целевой группы покупателей немного изменилась. Все чаще нашими клиентами становятся молодые люди, которые не хотят готовить, но хотят качественно питаться».
Акцент на регионы
Почти 70% полуфабрикатов — продукты собственного производства, мясо быков и свиней. Остальные 30% ингредиентов семья покупает у местных фермеров. Всего в ассортимент входит 31 наименование блюд, продающихся в больших (900 г) и маленьких (400 г) стеклянных баночках. Покупателям предлагаются мясные блюда, гарниры, соусы и даже супы. «Ассортимент продукции мы подсмотрели у нашего предшественника. До тех пор как мы стали производить полуфабрикаты, мы готовили блюда только из тех продуктов, которые оставались в гостинице», — рассказывает Клаудиа, ответственная за производство. Со временем помогли расширить продуктовую линейку и пожелания самих покупателей. Благодаря стерилизации в автоклаве продукты могут сохраняться в течение полутора лет, причем без добавления искусственных консервантов, усилителей вкуса и запаха.
«Как правило, вся продукция, продающаяся в фермерской лавке, обладает высоким качеством. То же самое применимо и к продуктам быстрого приготовления, — говорит Беттина Роха. — Люди, покупающие продукты у фермеров, хотят приобрести то, что нельзя найти в сетевых супермаркетах».
Именно по этой причине региональный аспект играет важную роль в формировании спроса на готовую продукцию. Установлено, что 64% покупателей отдают предпочтение региональным продуктам и только 53% обращают внимание на биологический способ выращивания.
Вдобавок длительный сок хранения блюд является несомненным плюсом для покупателей; ведь, по наблюдениям Эльке Айерман, большинство людей предпочитает приобретать продукты питания на всю неделю за один поход по магазинам и рынкам.
Клаудия еще раз проверяет, правильно ли она закрыла автоклав, включает его и уходит. Через три часа гуляш из дикого кабана и косули пройдет стерилизацию. О том, что пришлось покончить с гостиничным бизнесом и открыть новое направление — производство продуктов быстрого приготовления, семейство Айерман ничуть не жалеет. «Готовые блюда — это то, что нужно нашему предприятию. Кроме того, мы отвечаем требованиям и пожеланиям наших покупателей. Мы предлагаем им быстрые и качественные обеды из местных продуктов «, — улыбается Клаудиа.