Конференция «Диалог о будущем сельского хозяйства 2017» состоялась 18 – 20 сентября 2017 года в немецком Монхайме по инициативе международного концерна Bayer.
Кредиты, уборочная, посевная – одни из каждодневных мыслей, донимающих аграриев во всем мире. Только за один сезон фермеры принимают до 40 важнейших управленческих решений. Однако, помимо планов на ближайшую перспективу, вы никогда не задумывались, каким будет сельское хозяйство через 30 – 40 лет? С какими проблемами придется столкнуться фермеру тогда? Международный концерн Bayer призывает обсуждать тенденции будущего сельского хозяйства, совместно искать оптимальные решения уже сегодня, не откладывая на завтра.
Глобальные вызовы
Глобальные вызовы, угрожающие сельскому хозяйству, не за горами. Пока в отдельных регионах мира фермеры продолжают заниматься повседневной деятельностью, в других частях света их коллеги вынуждены вести неравную битву с капризами природы. Рекордно высокие и низкие температуры, засухи и наводнения – подобные явления становятся частыми спутниками сельхозтоваропроизводителей. В 2016 году природные аномалии обошлись США в 44 млрд долларов, около 3,5 млн человек пострадали от перебоев с поставками продовольствия в Сальвадоре, Гватемале, Никарагуа.
Подобные явления и необдуманная деятельность человека негативно влияют и на естественное плодородие почвы. В странах Латинской Америки более 200 млн гектаров почвы нуждаются в немедленном улучшении. Ежегодные потери сельскохозяйственных угодий в мире составляют 12 млн га, снижается и объем сельхозпроизводства. По данным дивизиона Crop Science, к 2050 году потери урожая достигнут 17 %.
О том, что природным ресурсам следует уделять пристальное внимание, говорят и сами фермеры, приглашенные к дискуссии. Анни Ди, директор сельхозпредприятия Dee River Ranch в штате Алабама (США), уверена, что потенциал увеличения производства заложен именно в почвенных ресурсах. «Мы должны накормить почву, растения, и только таким образом мы сможем накормить население», – сообщает она. Марко Парзианелло (Marco Parzianello), директор по бизнес-операциям бразильской компании Parzianello Agro, считает, что в его стране нужно как можно скорее решать проблему ухудшения качества земель и обезлесивания.
Фокус на инновациях
Как сообщает Лиам Кондон, член правления Bayer и президент дивизиона Crop Science, основной нашей задачей является не только увеличение объемов производства сельхозпродукции, чтобы удовлетворить растущие потребности мирового населения в продовольствии, но и обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства при одновременной защите окружающей среды. И в этом помогут аграриям инновации.
Цифровые технологии важны не только в крупных сельскохозяйственных компаниях, но и в мелких фермерских хозяйствах, поскольку на их долю приходится около 50 % объемов производства сельхозпродукции в мире, а во многих азиатских и африканских странах – до 80%.
Оптимизация использования удобрений и средств защиты растений для достижения лучших показателей урожайности и качества продукции – вот в чем нуждаются небольшие сельхозтоваропроизводители во всем мире.
В настоящее время инновации в области цифровых технологий от компании Bayer представлены на сельскохозяйственных рынках более чем в 30 странах, и концерн стремится увеличить географию своего присутствия. «Нашей целью является инвестировать не менее 200 миллионов евро на развитие цифрового земледелия с 2015 по 2020 г.», – сообщает Л. Кондон.
«Научная фантастика становится научным фактом», – так выразился футурист и автор Герд Леонард о разнообразии новейших технологий в мире. Развитие Интернета вещей, облачных технологий, искусственного интеллекта, дронов и роботов в аграрной сфере приобщает к отрасли компании из военно-промышленного комплекса, энергетики, IT и др. Например, концерн Bayer тесно сотрудничает с компанией Bosch, которая поставляет сенсоры для проведения «умной» обработки посевов культур средствами защиты растений. Кроме того, слияние концерна с американской корпорацией Monsanto, которое, по словам Л. Кондона, официально завершится в начале 2018 года, объединит усилия двух гигантов в разработке и продвижении новейших агротехнологий.
О планах детально
Более подробно о планах и дальнейших шагах компании рассказал глава отдела исследований и разработок дивизиона Crop Science Адриан Перси. «В Crop Science мы ежегодно инвестируем около 1 млрд евро в исследования и разработки, чтобы вывести на рынок новые продукты для решения основных проблем, с которыми сталкиваются фермеры во всем мире. Это позволяет нам предоставлять персонализированные агрономические решения, которые максимально отвечают их потребностям», – сообщает А. Перси.
Концерн Bayer готовит к выходу на рынок немало новинок. Пятнадцать новых действующих веществ, гибридов и сортов семян выйдут в аграрный свет до 2020 года. По словам главы отдела R&D, гордостью компании являются такие инновационные продукты, как фунгициды Luna и Aviator Xpro, инсектицид Sivanto. Прорывной оказалась и Poncho / VOTiVO, технология, подразумевающая внедрение комплементарной бактерии для увеличения плодородности почвы вокруг корня и улучшения питания растений.
Долгосрочные планы концерна еще более оптимистичны. Заложенные инвестиции рассчитаны на реализацию около 100 проектов полного цикла, а также выведение нескольких сотен сортов семян овощных и полевых культур.
Селекция сельхозкультур – мероприятие дорогостоящее, капиталоемкое и длительное. По словам Виченте Наварро, директора отдела маркетинга и продаж Nunhems (подразделения Bayer, занимающегося селекцией овощных культур), чтобы вывести новый сорт культуры, требуется потратить 5 – 25 лет и вложить от одного до двух миллионов долларов. Несмотря на то что в области исследований и разработок в Bayer работают ученые мирового уровня, компания также основала успешную внешнюю инновационную платформу, чтобы использовать опыт и сильные стороны исследовательских институтов, стартапов, научных и промышленных организаций, преследующих те же цели, что и сам концерн.
Завоевать доверие
Споров о том, что за инновациями будущее сельского хозяйства, практически не возникает. Согласно данным глобального исследования, проведенного компанией Bayer среди 10 тысяч респондентов в десяти странах мира, 82% потребителей считают, что инновации в аграрную сферу смогут обеспечить рост сельхозпроизводства.
Тем не менее доля скептицизма среди населения все же остается, в особенности когда речь заходит об употреблении генно-модифицированных продуктов. Несмотря на то что около половины опрошенных осознают преимущества ГМО и пестицидов, более 70% потребителей все же отдают предпочтение покупке «чистых» продуктов. Подобный диссонанс в поведении потенциальных потребителей является фактором, сдерживающим как разработку, так и внедрение продвинутых агротехнологий. «Завоевание доверия потребителей открывает путь для научных прорывов, необходимых для обеспечения растущего населения качественным продовольствием», – уверен Лиам Кондон.
Добиться расположения общественности к инновациям концерн стремится, демонстрируя потребителям безопасность и прозрачность процессов производства. Адриан Перси рассказал об инициативе компании предоставить доступ к данным исследований по безопасности средств защиты растений, которые используются при регистрации продукции. Изучить основные выводы исследований о безопасности действующих веществ потребители смогут открыто на специальном веб-сайте, который будет запущен уже в конце 2017 года. «Мы хотим, чтобы все – от широкой общественности до представителей научного сообщества – имели быстрый и легкий доступ к информации, которая им нужна», – говорит А. Перси.
Активную работу компания проводит и с молодыми специалистами. Такие образовательные программы в области сельского хозяйства, как BayLabs и глобальные программы Youth Ag-Summit и Making Science Make Sense, помогают сблизить новое поколение с наукой. Без одобрения общественности превратить сельское хозяйство в высокоинновационную отрасль, способную обеспечить мировое население качественным продовольствием и повысить доходность фермеров, будет очень сложно, поэтому чтобы добиться поставленных целей, ученые и потребители должны действовать заодно.